Доступные компьютерные технологии для развивающихся стран – такая идея была выдвинута еще в ноябре 2005 года специально созданной некоммерческой ассоциации OLPC (One Laptop Per Child), название которой расшифровывается как «Ноутбук для каждого ребенка». В нее вошли несколько компьютерных компаний – производителей, а именно: AMD, News Corporation, Red Hat, BrightStar и Google. Это была поистине инновационная и подающая надежды задумка. Однако как она реализовывалась, и была ли должным образом воплощена в жизнь, нам с вами сегодня и предстоит выяснить в данном аналитическом материале. Как это все было Вообще, идея написания этого материала возникала и раньше. Но именно сейчас она показалась автору статьи наиболее актуальной. Может в силу мирового кризиса, а мажет, потому что только сейчас стали известны некоторые подробности масштабного проекта по компьютеризации. Я думаю, что читателям данной статьи было бы небезынтересно узнать, что лежало в основе создания этого проекта и, что помешало его качественной реализации. Итак, основная цель проекта – создание ноутбука для детей доступного по цене. То есть акцент делался на подрастающее поколение. Название для программы тоже конечно было выбрано красивое: «One Laptop Per Child». Изначально планировалось создать ноутбук по низкой себестоимости, который будет производиться в колоссальных количествах. А распространение этих ноутбуков будет осуществляться путем их продажи министерствам образования стран третьего мира. Часть ноутбуков планировалось распространять на благотворительной основе, которая будет обеспечена как пожертвованиями, так и продажей в магазинах коммерческой версии за 200 долларов. Иными словами, любой человек смог бы приобрести в магазине такой ноутбук и, тем самым, спонсировать еще один точно такой же ноутбук для ребенка из Африки. Благородное надо сказать это дело – помогать детям в обучении компьютерной грамотности. Но вопрос в том, истинно ли благородные цели двигали входящими в альянс компаниями. «На бумаге» идея выглядела очень красиво. Но на практике все получилось «как всегда». Каждая из компаний альянса имела и отстаивала свои собственные интересы, что привело к постоянным изменениям и задержкам. В союз производителей то входила компания Intel, то выходила. Шли разговоры о замене бесплатной Linux на сильно усеченную версию Microsoft Windows. В общем, слухов и спекуляций было предостаточно. Посудите сами, изначальная стоимость таких ноутбуков должна была составить 100 долларов!!! Вы можете себе представить? Это же смешная цена!!! Надо отметить, что смешная не только цена, но и его внешний вид. Хотя детям, он конечно, явно бы приглянулся, чего не скажешь о взрослых. Выглядел, он совсем по игрушечному: зелененький корпус в смешном исполнении, вдобавок еще и с ручкой, которая подсоединялась к ноутбуку. Покрутив ручку, вы обеспечиваете дополнительный заря батареи ноутбука. Ну, кто мог всерьез поверить, что ноутбук согласятся реализовывать по такой цене? Это ведь невыгодно. Так оно и случилось… дальше пошло увеличения цены. Себестоимость этого ноутбука возросла до 175 долларов, что несколько дискредитировало идею дешевого компьютера по низкой себестоимости для образования. Другая проблема заключается в том, что недорогое высокотехнологичное устройство вряд ли выдержало бы разрушительного воздействия детских рук. В общем, концепция ноутбука за 100 долларов, не выдержала испытаний реальностью и благополучно умерла, вместе с ассоциацией One Laptop Per Child. Грустно? Не то слово! Презентация в массы Давайте поговорим о технической начинке ноутбука по столь низкой цене. Был ли он хоть на какую-то долю высокопроизводительным? Необходимо поделиться с читателями также некоторыми фактами презентации ноутбука в массы. Итак, информация с релиза: «так как идея ноутбука родилась не вчера, а представлен он был еще в ноябре 2005 года на саммите ООН в Тунисе лаборатория Media Lab Массачусетского технологического института продемонстрировала рабочий прототип заводного сто долларового ноутбука для детей. Дополнительной информацией об устройстве поделился директор Media Lab Никалас Негропонте в интервью Wired News. Представленный в ходе презентации образец был построен на базе процессора AMD с тактовой частотой 500 МГц, оборудован 1 Гб флеш-памяти и семидюймовым экраном с низким энергопотреблением. Благодаря встроенным контроллером беспроводной связи Wi-Fi, микрофону и динамику компьютер может использоваться для работы со службами IP-телефонии. Кроме того, разработчики предусмотрели четыре порта USB для подключения периферийных устройств, а также гнездо для наушников. Примечательно, что одной минуты ручной подзарядки должно хватать на 40 минут автономной работы ноутбука. Негропонте отмечает, что конечная цель проекта заключается в том, чтобы обеспечить недорогими портативными ПК фактически каждого ребенка в развивающихся странах. Массовое производство лэптопов планируется начать в ближайшее будущее, и уже сейчас многие страны высказали свою заинтересованность в приобретении ноутбуков. В частности, Бразилия и Таиланд на первом этапе готовы закупить для школьников по миллиону сто долларовых ноутбуков. Кстати, сейчас цена устройств составляет около 110 долларов. Тем не менее, по словам Негропонте, в перспективе их стоимость будет снижена. Сделать это разработчики планируют за счет удешевления некоторых компонентов и продаж ноутбуков через розничные сети по цене в 200-250 долларов. При этом наценка может быть частично направлена на поддержку правительственных программ по обеспечению ноутбуками детей из малосостоятельных семей. На вопрос о том, почему лаборатория Media Lab отказалась от бесплатных копий операционной системы Mac OS, предложенных главой Apple Стивом Джобсом, Негропонте заявил, что программные платформы, в принципе требующие приобретения лицензий, затруднят процесс разработки детьми собственных приложений. Именно поэтому на компьютеры будет устанавливаться Linux, а в комплект поставки войдут средства разработки ПО. В настоящее время, по словам Негропонте, ведутся переговоры с пятью производителями, которые в перспективе смогут наладить выпуск сверх дешевых ноутбуков. Кроме того, несколько фирм изъявили желание производить компьютеры с целью их продажи в розничных сетях. Вот такая вот ситуация складывалась не тот момент… в далеком 2005 году. Совершенно очевидно ничего из этой многообещающей истории не вышло. Как говорится: «Свежо придание, но верится с трудом». Это как раз наш случай. А сколько шума, сколько споров вызвала история о появлении такой недорогой чудо-техники. Но, увы, не оправдались надежды миллионов детей во всем мире. Меркантильный, жестокий мир убил, по сути, уникальную задумку. Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Конечно, сто долларового ноутбука мы уже не увидим, но зато за немного большие средства все-таки сможем получить производительную машинку. О чем это я? О том, что компания Asus, специализирующаяся на производстве мобильной продукции создала по истине достойный внимания нетбук и без помощи всяких там ассоциаций. Это не попытка рекламы бренда, нет, а лишь реальные факты. Пока каждый из альянса One Laptop Per Child играл в героя и стремился произвести впечатление выпуском «сверхнового», Asus просто подумала, как реально помочь людям получить то, что им необходимо. Таким образом, на прилавках магазинов мы увидели Asus EeePC – сверхмаленький и удобный нетбук. Он, конечно, нацелен не на детей, но тоже следовал своей определенной конепции, а именно – трех «Е» - easz to work, easz to learm, easz to play. Я уже рассказывал об этом нетбуке в одной из своих статей. И постановил, что он является отличным соотношением доступной цены/достойной производительности. Модификаций данного нетбука было выпущено несколько. Нам в прошлый раз был представлен ноутбук с размером экрана 8,9 дюймов, с процессором Intel Celeron M-900МГц, оперативной памятью 1 Гб, жестким диском 80 Гб. Габариты у него совсем небольшие: 225х165х35 мм, что не может не радовать. Данный нетбук я привел в пример. Работа за таким нетбуком вполне комфортна, это вам не сто долларовый ноутбук с ручкой. Из данной статьи мы прекрасно можем увидеть, как благородные цели легко умирают в суровой действительности, и не факт, что помощь детям в образовании была истинной целью проекта. Ведь это больше похоже на стратегический ход – наделать много шума, заявить о себе громко, заставить всех говорить об этом и о своих компаниях, а в дальнейшем, когда идея не материализовалась в жизнь, найти множество различных причин, якобы по которым этого не произошло. Но, будем верить в лучшее и надеяться, что наступит момент, когда проблема цифрового неравенства вовсе не будет проблемой и каждый второй ребенок из развивающихся стран сможет почувствовать себя наравне со всеми и будет с уверенностью пользоваться информационными технологиями и развиваться.
(0 голосов)